ФЭНДОМ

Липа кавказская — Tilia caucasica Rupr.

Липа кавказская — Tilia caucasica Rupr

Место происхождения – Кавказ, Крым и северо-восточная часть гор Малой Азии. В этих местах Кавказская липа дико произрастает, как правило, совместно с другими лиственными породами, на Кавказе поднимаясь от берега моря высоко в горы. В Крыму встречается в основном на опушках верхнего лесного пояса и на Яйле. Примечание. Яйлой называются плоские вершины главной гряды Крымских гор. С крымско-татарского яйла ("яйляу") переводится как "горное пастбище, где цветет много цветов и выпасается скот на протяжении всего лета". Имеются следующие яйлы: - Бабуган-яйла (высочайшая яйла Крыма), Никитская яйла, Гурзуфская, Ай-Петринская, Чатырдагская, Тирке яйла, Демерджи яйла, Караби-яйла, Орта-сырт яйла и Долгоруковская яйла. Одно географическое название Крыма содержит прямое отношение к липе. Так Юки-Тепе - лесистая подковообразная в плане гора с выходами скал близ вершины, в переводе с крымскотатарского: Юке - липа; Тёпе - холм, вершина. Некоторые исследователи считают эту липу лишь подвидом липы плосколистной — Т. platyphyllos Scop, subsp. caucasica (Rupr.) Loria Считается замечательным, крупным, декоративным деревом с округлой или широкояйцевидной кроной диаметром 15-20 м, крупными (длиной до 14 см) широкояйцевидными, листьями с пучками беловатых волосков в углах жилок, темно-зелеными сверху, и темно-серыми с синеватым отливом снизу. Молодые побеги липы Кавказской имеют пурпурно-красную окраску.

Липа кавказская — Tilia caucasica Rupr. Фото Алима Газиева

Кавказская липа быстро растет (быстрее мелколистной липы), достигает 40-метровой высоты и доживает до 300 летнего возраста. Липа в долине реки Улу-Узень, ствол которой в окружности составляет 6,5 м., позволяет считать ее самым мощным растущим здесь деревом. Цветки, светло-желтые, в поникающих соцветиях. Обильное цветение. Плоды представляют собой невзрачные пятиреберные орешки. Кавказская липа теплолюбивее мелколистной липы и сравнима в этом плане с липой крупнолистной. Кавказская липа завезена из Абхазии в 1838 году. Может одинаково хорошо использоваться как в качестве мощного солитера в одиночных, так и в аллейных и групповых посадках в парках на юге европейской части России. Для лучшего развития предпочтительно высаживать в парках и больших скверах на свежих, плодородных почвах, выбирая открытое, солнечное или полузатенённое место посадки. Засуху переносит удовлетворительно. Хорошо приспосабливается к городским условиям.

В соответствии с государственным стандартом СССР ГОСТ 24909-81 «Саженцы деревьев декоративных лиственных пород. Технические условия» липа амурская наряду с липой войлочной, липой кавказской (крымской), липой крупнолистной, липой маньчжурской, липой мелколистной входит в основной и дополнительный ассортимент лиственных пород, предназначенных для озеленения городов и других населенных мест.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики