ФЭНДОМ

Кавказская рысь - зверь средних размеров с коротким телом и высокими ногами. В пределах бывшего СССР выделяют от 5 до 8 подвидов [1, 3], в том числе и кавказский. Длина тела рыси 80–95 см, вес — 12,2–24,15 кг [1]. Голову зверя округляют имеющиеся на щеках «бакенбарды». Хвост короткий, до 30 см, его конец черный, а выше имеются 2–3 слабо различимых охватывающих кольца. Ушные раковины крупные с кисточками черных удлиненных волос на вершине. Мех плотный, густой и высокий. Его окрас рыжий или каштанового-рыжий с яркими пятнами. Округлые пятна в диаметре до 2 см от чисто черного до черно-бурого цвета. Наряду с пятна-ми по спине от холки вдоль хребта идут две узкие темные полоски. Иногда их несколько. Подбородок, грудь, брюхо и область паха белые [1, 3]. Конечности хорошо развитые, ступня широкая, след круглый, без когтей. Когти крупные и круто изогнутые.

Распространение Править

Глобальный ареал — Кавказ, Карпаты, Балканский полуостров, Турция, северные области Ирана и Копетдаг [1]. В РФ — Северный Кавказ. В КК площадь обитания вида постоянно сокращалась. Граница регионального ареала протягивалась от точки между Новороссийском и Анапой [2, 6] и по границе лесной растительности, включая обле-сенную часть Отрадненского р-на, выходила к административной границе с КЧР, далее шла по этой границе на юго-запад и затем по государственной границе спускалась к Черному морю. В конце 1940-x годов северная граница распространения отступила к Новороссийску, Горячему Ключу, Майкопу и Псебаю. В конце 1960-x годов в Горячеключевском заказнике в урочище Поднависла оставалась только одна семья. К концу 1970-x годов это поселение рыси исчезло, хотя периодически там появляются одиночные особи. В Апшеронском, Горячеключевском, Отрадненском, Туапсинском и Мостовском р-нах в 1980–1990-x годах поселения носили точечный характер [4]. В основном рысь осталась только на ООПТ — Туапсинский, Псебайский заказники, СФПЗ, СНП, КГПБЗ и на территориях, прилегающих к ним: угодья в верховьях рек Пшиш, Пшеха, Курджипс (Мезмай), Малая Лаба и их притоки.

Особенности биологии и экологии Править

До 1950–1960-x годов в КК рысь была обычной в среднем поясе гор (900–1500 метров над уровнем моря) [6], а сейчас все чаще встречается на границе лесного, в субальпийском и альпийском поясах (1600–2500 метров над уровнем моря) около выходов скал и россыпей камней. При выпадении снега переходы делает по гребням горных систем или уходит на южные склоны, где снег сдувается ветром и быстрее тает. Площадь участка обитания колеблется в больших пределах и зависит от численности объектов питания. В 1950–1960-x годах в КГПБЗ она составляла 4,4–5,2 тыс. га, а в 1980-е годы увеличилась в два раза [7], в угодьях, где проводится охота, — в 4 раза. Зверь активен в сумеречно-ночное время. Охотится скрадом или из засады на косулю (Capreolus capreolus), серну (Rupricapra rupricapra), молодняк оленя (Cervus elaphus), тура (Capra caucasica) и кабана (Sus scrofa). При случаях ловит птиц. В последние годы полагают, что до 56% кормового рациона падает на мышевидных грызунов, а в 1950-x годах преобладали копытные . Нередко преследует и душит лисиц (Vulpes vulpes) и домашних кошек. Суточная норма пищи составляет около 1,5 кг. Остальную часть прячет под деревьями, в скалах и других убежищах. Логово устраивает в скалах, под пихтами и в дуплах деревьев. Гон протекает в конце января–феврале — начале марта и сопровождается громким мяуканьем и драками между самцами. Беременность — 67–74 дня, рождение в апреле– мае. Средняя плодовитость — 1,26 котенка, но не бо-лее 3. Половая зрелость наступает на втором году жизни. Конкуренты — волк (Canis lupus), лисица и шакал (Canis aureus). Наиболее опасный враг — волк; там, где много этих хищников, рыси обычно мало. В Закавказье у рысей обнаружено 7 видов гельминтов , вполне вероятно, что она является также носителем трихинеллеза.

Численность и ее тенденции Править

В ЮФО за 25 лет численность со 140 возросла до 550 рысей, т. е. почти в 4 раза. Заготовительные организации Северного Кавказа в 1924–1932 годах принимали 54–152 шкуры этого хищника, 1956–1960 годах — в среднем 63 шкуры, 1961–1970 годах — 29, 1971–1975 годах — 30 и 1971– 1975 годах — 14,5 шкуры рыси. В КК редкий вид, имеющий низкую численность. В крае ресурсы этого зверя никогда не превышали 300 особей. В среднем за 1956–1960 годах сдавалось 15,5, в последующие 3 пятилетия — 7,5; 5,3 и 1,6 шкуры рыси, затем они полностью исчезли из заготовок. Хотя рысь и добывалась, но трофейные шкуры оста-вались у охотников или продавались на рынке. В целом выход шкурок рыси с 1000 га пригодных угодий никогда не превышал 0,02 штуки. В настоящее время численность стабилизировалась в пределах 38–47 особей, в том числе в Соленовском охота-хозяйстве — 12 особей, СНП –12–16, СФПЗ — 10–15 рысей. Около 12–16 особей обитают в КГПБЗ

Лимитирующие факторы Править

Поголовье рыси в КК всегда ограничивали резкие аномальныепохолоданиясвысокимснеговымпокровом, когда недоступными становятся мышевидные грызуны. Гибнут в такие периоды только прибылые особи. В охотничьих угодьях лимитирующими факторами выступают плохо нормированная охота, ликвидация воспроизводственных участков (в конце 1970-x годов) и их мизерные площади после 2002 года (менее 10%). Общее снижение численности копытных и их массовое истребление в период «Перестройки». Вырубка лесов с соответствующим увеличением техники и фактора беспокойства, увеличение числа людей и собак на лесозаготовительных пунктах.

Необходимые и дополнительные меры охраны Править

Запрет на негуманные способы отлова диких животных позволяет ликвидировать капканный лов, использование петель и ядов. Основное поголовье рыси осталось на ООПТ. Необходимы постоянный мониторинг ареала и численности вида, организация по ГКХ единой цепи ООПТ, соединяющей уже существующие.